Показати скорочену інформацію

dc.contributor.authorГвоздій, С. П.uk
dc.contributor.authorGvozdii, S. P.en
dc.date.accessioned2019-05-28T08:36:10Z
dc.date.available2019-05-28T08:36:10Z
dc.date.issued2017
dc.identifier.citationГвоздій С. П. Структурування змісту навчальних дисциплін про безпеку людини за наскрізною ідеєю безпечної життєдіяльності [Текст] / С. П. Гвоздій // Педагогіка безпеки. – 2017. – № 2. – С. 60-70.uk
dc.identifier.issn2524-1087
dc.identifier.issn2524-1079
dc.identifier.urihttp://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/25084
dc.description.abstractБезпечна життєдіяльність людини залежить від усвідомлення студентами – майбутніми фахівцями – цінностей безпеки, що напряму пов’язано із структуруванням змісту навчальних дисциплін про безпеку людини: «Безпека життєдіяльності» та «Основи охорони праці». На сьогодні викладання цих дисциплін ведеться за ти-повими програмами, затвердженими Міністерством освіти і науки України. В означених документах не передба-чено єдиної сенсоутворювальної настанови як ланки, що поєднує між собою сьогоденну дійсність та навчальний матеріал означених дисциплін у закладах вищої освіти. Метою статті є довести, що структурування змісту навчальних дисциплін про безпеку людини повинно здійснюватись за наскрізною ідеєю безпечної життєдіяльності, як сенсоутворювального чинника.У структуруванні змісту дисциплін про безпеку людини за основу приймається ідея безпечної життєдіяльності, що відображає сенс ставлення особистості до питань безпеки і є базовим принципом світосприйняття. Ця ідея відображає один з головних напрямів розвитку сучасного суспільства і міжнародного співробітництва, актуалізує досвід попереднього розвитку людства в галузі безпеки, є сенсоутворювальним чинником підготовки майбутніх фахівців різних спеціальностей до безпеки життя і професійної діяльності, що синтезує знання в цілісну систему безпечної життєдіяльності.Наскрізність ідеї безпечної життєдіяльності забезпечується використанням у змісті навчальних дисциплін «Безпека життєдіяльності», «Основи охорони праці» ключових понять: безпека, небезпека, традиції безпеки життя і професійної діяльності, цінність життя і здоров’я людини, культура безпечної життєдіяльності. Ідея безпечної життєдіяльності як сенсоутворювальний чинник у змісті навчальних дисциплін перетинає всі форми роботи майбутніх фахівців у процесі підготовки до безпеки життя і професійної діяльності.Зміст навчання не є сталою величиною, постійно змінюється і залежить від рівня розвитку науки, соціально-економічного, культурного стану суспільства. Для урахування потреб освітньої підготовки майбутніх фахівців та перспектив соціального й економічного розвитку країни визначені принципи, яких слід дотримува-тись у процесі підготовки до безпеки життя і професійної діяльності: науковість; функціональна повнота, доступність та практична реалізованість; відповідність потребам сьогодення; адаптація навчального матеріалу до професійних інтересів майбутніх фахівців; дидактичний ізоморфізм. Запропоновані принципи добору й структурування змісту дисциплін про безпеку людини давали можливість відображення у змісті цих дисциплін ідеї безпечної життєдіяльності як сенсоутворювального чинника, виокремити ті питання, які будуть цікаві сту-дентам, важливі для їхньої практичної діяльності та соціально актуальні. Запропоновано послідовність упоряд-кування змісту навчальних дисциплін про безпеку людини за наскрізною ідеєю безпечної життєдіяльності.Ідея безпечної життєдіяльності повинна відображатися у змісті навчальних дисциплін про безпеку людини як сенсоутворювальний чинник, забезпечувати наскрізність питань безпеки протягом вивчення дисциплін «Безпека життєдіяльності» та «Основи охорони праці».uk
dc.description.abstractБезопасная жизнедеятельность человека зависит от осознания студентами – будущими специалистами – ценности безопасности, что напрямую связано со структурированием содержания учебных дисциплин о безопасности человека: «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы охраны труда». На сегодня преподавания этих дисциплин ведется по типовым программам, утверждённым Министерством образования и науки Украины. В указанных документах не предусмотрено единой смыслообразующей установки как звена, которое сочетает между собой сегодняшнюю действительность и учебный материал указанных дисциплин в учреждениях высшего образования. Цель статьи – доказать, что структурирование содержания учебных дисциплин о безопасности человека должно осуществляться по всеобъемлющей идее безопасной жизнедеятельности, как смыслообразующего фактора.В структурировании содержания дисциплин о безопасности человека за основу принимается идея безопасной жизнедеятельности, отражающая смысл отношения личности к вопросам безопасности, она же является базовым принципом мировосприятия. Эта идея отражает одно из главных направлений развития современного общества и международного сотрудничества, актуализирует опыт предшествующего развития человечества в области безопасности, является смыслообразующим фактором подготовки будущих специалистов различных специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности, синтезирует знания в целостную систему безопасной жизнедеятельности.Всеобъемлемость идеи безопасной жизнедеятельности обеспечивается использованием в содержании учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда» ключевых понятий: безопасность, опасность, традиции безопасности жизни и профессиональной деятельности, ценность жизни и здоровья человека, культура безопасности жизнедеятельности. Идея безопасной жизнедеятельности как смыслообразующий фактор в содержании учебных дисциплин пересекает все формы работы будущих специалистов в процессе подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности.Содержание обучения не является постоянной величиной, постоянно меняется и зависит от уровня развития науки, социально-экономического, культурного состояния общества. Для учёта потребностей образовательной подготовки будущих специалистов и перспектив социального и экономического развития страны определены принципы, которых следует придерживаться в процессе подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности: научность; функциональная полнота, доступность и практическая реализуемость; соответствие потребностям сегодняшнего дня; адаптация учебного материала к профессиональным интересам будущих специалистов; дидактический изоморфизм. Предложенные принципы отбора и структурирования содержания дисциплин о безопасности человека давали возможность отражения в содержании этих дисциплин идеи безопасной жизнедеятельности как смыслообразующего фактора, выделить те вопросы, которые будут интересны студентам, важные для их практической деятельности и социально актуальны. Предложена последовательность упорядочения содержания учебных дисциплин о безопасности человека благодаря сквозной идее безопасной жизнедеятельности.Идея безопасной жизнедеятельности должна отображаться в содержании учебных дисциплин о безопасности человека как смыслообразующийфактор, обеспечивать сквозное обучение вопросам безопасности в течение изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы охраны труда».ru
dc.description.abstractThe safe live and activity of a person depends on the awareness of the students – future specialists – of the values of safety, which is directly related to the structuring of the contents of educational disciplines on human safety: «Safety of life and activity» and «Bases of labor protection». Today the teaching of these disciplines is carried out according to the typical programs approved by the Ministry of Education and Science of Ukraine. The indicated documents do not provide a single meaningful guidance as a link that combines the present reality and the educational material of these disciplines in higher education institutions. The purpose of the article is to prove that the structuring of the educational contents of disciplines on human safety should be carried out through the transgression of the idea of safe life and activity as a semantic factor.In the content structuring of disciplines on human safety, the idea of safe life and activity is adopted; reflecting the meaning of the individual's attitude to safety issues and is the basic principle of world perception. This idea reflects one of the main directions of development of modern society and international cooperation, actualizes the experience of the previ-ous development of humanity in the field of safety, is a semantic factor for the training of future specialists of various special-ties for the safety of life and professional activity, which synthesizes knowledge into a holistic system of safe living.Transparency of the idea of safe life and activity is ensured by the use of key concepts in the contents of the disci-plines «Safety of Life and Activity», «Bases of Labor Protection»: safety, danger, safety and professional life, life and health, and the culture of safe life and activity. The idea of safe life and activity as a semantic factor in the content of educational disciplines crosses all forms of work of future specialists in the process of teaching for the safety of life and professional activities.The content of teaching is not constant, constantly changing and depends on the level of development of science, socio-economic, cultural status of society. In order to take into account the training needs of future specialists and the pro-spects for social and economic development of the country, principles are to be followed in the process of teaching for the safety of life and professional activities: scientific; functional completeness, accessibility and practical implementation; meet-ing the needs of the present; adaptation of the educational material to the professional interests of future specialists; didactic isomorphism. The proposed principles of choice and structuring of the content of disciplines on human safety enabled the reflection in the content of these disciplines of the idea of safe life and activity as a semantic factor, to identify those issues that would be interesting to students, important for their practical activities and socially relevant. The sequence of educa-tio nal content of disciplines about human safety through the cross-idea of safe life and activity is proposed.The idea of safe life and activity should be reflected in the contents of the disciplines of human safety as a semantic factor, to ensure the transparency of safety issues during the study of the disciplines «Safety of Life and Activity» and «Ba-ses of Labor Protection».en
dc.language.isouk_UAuk_UA
dc.publisherВНТУuk
dc.relation.ispartofПедагогіка безпеки. № 2 : 60-70.uk
dc.relation.urihttps://pedbezpeka.vntu.edu.ua/index.php/pb/article/view/46
dc.subjectсенсоутворювальний чинникuk
dc.subjectбезпечна життєдіяльністьuk
dc.subjectпринципи добору і структурування змістуuk
dc.subjectпрофесійна діяльністьuk
dc.subjectдисципліни про безпеку людиниuk
dc.subjectsemantic factoren
dc.subjectsafe life and activityen
dc.subjectprinciples of choice and structuring of educational contenten
dc.subjectprofes-sional activityen
dc.subjectdiscipline on human safetyen
dc.titleСтруктурування змісту навчальних дисциплін про безпеку людини за наскрізною ідеєю безпечної життєдіяльностіuk
dc.title.alternativeStructuring of educational content of disciplines on the human safety by cross-idea of safety lifeen
dc.title.alternativeCтруктурирование содержания учебных дисциплин о безопасности человека по всеобъемлющей идее безопасной жизнедеятельностиru
dc.typeArticle
dc.identifier.udc378.147.011.32:614.8
dc.relation.referencesАбакумова И. В. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых уста-новок в процессе фо-рмирования антиэкстремистской идеологии / И. В. Абакумова, Л. Ц. Кагермазова // Российский психологический жур-нал. – 2003. – Том 8. – No 3. – С. 11–20ru
dc.relation.referencesЛеонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – [2-е изд.]. – М. : Политиздат, 1977. –304 с.ru
dc.relation.referencesЛеонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР. –М., 1947. – Вып. 7.ru
dc.relation.referencesАсмолов А. Г. Психология личности : учебник. / А. Г. Асмолов – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.ru
dc.relation.referencesЕвдокимова Е. Г. Педагогический контекст смыслообразования / Е. Г. Евдокимова // Изв. Сарат. ун-та. – 2014. – Т. 14, вып. 4. – С. 95–99. – (Нов. Сер. : Философия. Психология. Педагогика).ru
dc.relation.referencesСловник української мови : в 11 томах / АН УРСР. Інститут мовознавства ; за ред. І. К. Бі-лодіда. — К. : На у-кова думка, 1970 – 1980. – Т. 10. – 570 сuk
dc.relation.referencesТолковый словарь русского языка : в 4-х томах / под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935–1940ru
dc.relation.referencesФилософский энциклопедический словарь / [редкол. : С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.]. – [2-е изд.]. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – 815ru
dc.relation.referencesГайфутдинов А. М. Структура и содержание принципа «Систематичность и последовательность» в отечест-венной педагогике второй половины ХХ–ХХI вв. [Электронный ресурс] / А. М. Гайфутдинов // Гуманитарные науки. –2012. – No 4–5. – Режим доступа :http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/--gn12-04/496-a%23commentsru
dc.relation.referencesЖалдак М. І. Комп’ютерно-орієнтовані засоби навчання математики, фізики, інформатики : [посібник для вчителів] / Жалдак М. І., Лапінський В. В, Шут М. І. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова. – 2004. – 182uk
dc.relation.referencesСластенин В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : Магистр, 1997. – 224 сru
dc.relation.referencesДаммер М. Д. Роль принципа научности в формировании содержания обучения / М. Д. Даммер // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – No 4 (263). – С. 30–33. – (Серия : Образование. Педагогиче-ские науки).ru
dc.relation.referencesЧерненко Н. М. Теоретичні і методичні засади підготовки майбутніх менеджерів освіти до управління ризи-ками у навчальних закладах : дис... на здоб. наук. ступ. докт. пед. наук : 13.00.04 / Черненко Наталія Миколаївна. –Одеса, 2016. – 511 с.uk
dc.relation.referencesСидоров С. В. Теоретическая педагогика / С. В. Сидоров // Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров (Направление подготовки 050100 – Педагогическое образование). – Режим доступа : http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/index.htmru
dc.relation.referencesНовиков А. М. Методологические особенности и принципы учебной деятельности [Элек-тронный ресурс] / А. М. Новиков // Сайт академика РАО А. М. Новикова // Журнал «Специалист». – 2005. – No 4.– Режим доступа : http://www.anovikov.ru/artikle.htmru
dc.relation.referencesЗагвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 192ru
dc.relation.referencesФоменко В. Т. Исходные логические структуры процесса обучения / Владимир Трофимович Фоменко. – Рос-тов н/Д : Изд-во Ростовского ун-та, 1985. – 222ru
dc.identifier.doihttps://doi.org/10.31649/2524-1079-2017-2-2-60-70


Файли в цьому документі

Thumbnail

Даний документ включений в наступну(і) колекцію(ї)

Показати скорочену інформацію