Роль науково-педагогічного колективу у формуванні культури академічної доброчесності студентів
Abstract
Базовим чинником підготовки висококваліфікованих та суспільно відповідальних випускників університетів на сучасному етапі є дотримання всіма учасниками освітнього процесу принципів академічної та наукової доброчесності. Враховуючи введення поняття академічної доброчесності в законодавчу сферу (що передбачається в проекті нового закону «Про освіту»), у статті підкреслюється актуальність дослідження наявних практик сприяння академічній доброчесності. Автор досліджує ґенезу проблеми та завдання, що стоять перед Україною у відповідності до європейських стандартів академічної культури. Розглянуто загальні проблеми академічної доброчесності у закладах вищої освіти України. Визначається поняття академічної доброчесності. У статті представлено огляд досліджень американських учених з етичних питань. Розглянуто деякі стратегії впровадження академічних норм в університетах США: від чіткої ідентифікації порушень академічної етики (плагіат, фальсифікація, фабрикація, шахраювання); створення комплексу процедур їх попередження, фіксації, розгляду до визначення виховних та дисциплінарних санкцій; кодексів честі та створення відповідного клімату в університеті. На підставі проведеного в ВНТУ дослідження (в рамках реалізації проекту «Формування культури академічної доброчесності в студентському середовищі») проаналізовано характер наявних практик сприяння академічній доброчесності, зокрема запобігання та протидії плагіату. Автор робить висновок про необхідність подальших досліджень практик академічної доброчесності у закладах вищої освіти України задля ефективного втілення її принципів у вітчизняний освітній простір; пропонує рекомендації для керівництва університету щодо розробки або вдосконалення вже існуючих практик боротьби проявами недоброчесних практик. Базовым фактором подготовки высококвалифицированных и общественно ответственных выпускников университетов на современном этапе является соблюдение всеми участниками образовательного процесса принципов академической и научной доброчестности. Учитывая введение понятия академической доброчестности в законодательную сферу (которое предполагается в проекте нового закона «Об образовании»), в статье подчеркивается актуальность исследования имеющихся практик содействия академической добродетели. Автор исследует генезис проблемы и задачи, которые предстоит решить Украине, чтобы соответствовать европейским стандартами академической культуры. Рассмотрены общие проблемы академической добродетели в учреждениях высшего образования Украины. Определяется понятие академической доброчестности. В статье представлен обзор исследований американских ученых этических вопросов образования. Рассмотрены некоторые стратегии внедрения академических норм в университетах США от четкой идентификации нарушений академической этики (плагиат, фальсификация, фабрикация, мошенничество), создания комплекса процедур их предупреждения, фиксации, рассмотрения до определения воспитательных и дисциплинарных санкций; кодексов чести и создание соответствующего климата в университете. На основании проведенного в ВНТУ исследования (в рамках реализации проекта «Формирование культуры академической доброчестности в студенческой среде») проанализирован характер имеющихся практик содействия академической доброчестности, в частности предотвращения и противодействия плагиата. Автор делает вывод о необходимости дальнейших исследований практик академической доброчестности в высших учебных заведениях Украины для эффективного воплощения ее принципов в отечественное образовательное пространство; предлагает рекомендации для руководства университета по разработке или совершенствования уже существующих практик борьбы с проявлениями нечестных практик. Following the principles of academic and scientific integrity by all participants in the educational process is a basic factor for the training of highly skilled and socially responsible graduates at the present stage. Taking into account the introduction of the concept of academic integrity in the legislation ("Education Act" bill), the article emphasizes the relevance of the study of existing practices promoting academic integrity. The paper examines the main problems of academic integrity in the institutions of higher education of Ukraine. The author examines the origin of the problems and challenges faced by Ukraine in the process of alignment with European standards of academic culture. The concept of academic integrity is determined. The article presents an overview of the research of American ethical scholars. The strategies of implementing academic norms in US universities are considered: a clear definition of violations of academic ethics (plagiarism, falsification, fabrication, fraud, etc.); creation of a set of procedures for its prevention, fixation, consideration; definition of educational and disciplinary sanctions; concluding the code of honor of the academic community. Based on the research conducted in Vinnytsia National Technical University (within the framework of the project "Formation of a culture of academic integrity in the student environment"), the nature of current practices promoting academic integrity, in particular the prevention and counteraction of plagiarism, is analyzed. The author concludes on the need for further research into the practice of academic integrity in colleges and universities of Ukraine for the effective implementation of its principles in the domestic educational space; offers recommendations for managing the university to develop or refine existing practices of struggle with manifestations of unscrupulous practices.
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/25334