Використання готових ущільнювачів швів в цементобетонних покриттях автомобільних доріг і аеродромів
Автор
Гамеляк, І. П.
Дмитриченко, А. М.
Попелиш, І. І.
Gameliak, I.
Dmytrychenko, A.
Popelysh, I.
Гамеляк, И. П.
Дмитриченко, А. Н.
Попелыш, И. И.
Дата
2020Metadata
Показати повну інформаціюCollections
Анотації
Підвищення вимог до надійності, працездатності і міцності дорожніх одягів викликане зростанням
вантажопідйомності транспортних засобів і інтенсивності руху на дорогах. Зростаючим вимогам руху, як
показує вітчизняний і світовий досвід, найбільшою мірою відповідають цементобетонні покриття. Стабільні
транспортно-експлуатаційні показники, висока довговічність дають їм переваги перед покриттями,
побудованими із застосуванням органічних в'яжучих.
У цементобетонних покриттях автомобільних доріг і аеродромів у процесі будівництва і реконструкції
влаштовуються поздовжні і поперечні шви різного призначення які запобігають деформаціям і руйнування
покриттів (утворення тріщин, відколи кутів і країв плит, лущення поверхневого шару бетону, поява вибоїн і
раковин, вертикальні зсуви плит і їх жолоблення, руйнування стикових з'єднань і заповнювачів швів).
Руйнування покриттів, як правило, має місце у випадках, коли напруги і деформації, що виникають у плитах,
перевищують припустимі значення, а також при порушенні герметизації швів і тріщин.
Відновлення герметизації деформаційних швів і тріщин – важливі етапи робіт із продовження
експлуатаційного ресурсу покриттів. Велику роль на ефективність роботи герметика у швах і його термін
служби виявляє деформативність герметизуючих матеріалів. При виборі типу герметика враховують
можливі максимальні негативні і позитивні температури повітря регіону, де експлуатуються покриття. У
цей час створені унікальні герметизуючи матеріали з використанням полімерних композицій. Ці матеріали
мають високі техніко-експлуатаційні характеристики й гарантований термін служби не менш 5 років.
Ущільнення або заповнення поперечних і поздовжніх швів у цементобетонних покриттях є важливим
фактором для забезпечення довгострокових експлуатаційних якостей покриття. Досвід використання різних
варіантів герметизуючих матеріалів для швів показує, що їх правильна установка може забезпечити важливі
засоби захисту, які покращують характеристики швів і покриттів. В останні роки в закордонній практиці дуже
часто використовується для герметизації швів технологія закочування в шов еластичних цільних або
порожніх гумових профілів. У цьому випадку можливе проведення робіт навіть у сиру погоду і при низьких
температурах. Для установки профілів розроблені спеціальні машини. У статті розглядаються питання
герметизації поперечних та поздовжніх швів цементобетонних покриттів автомобільних доріг і аеродромів
герметизуючими матеріалами, у тому числі готовими ущільнювачами, необхідність їх використання та
дослідження впливу герметизуючих матеріалів на конструкцію швів і експлуатаційні показники
цементобетонних покриттів у цілому. Increased requirements for reliability, performance and durability of pavement caused by the increase in vehicle
carrying capacity and traffic on the roads. As the domestic and world experience shows, the increasing requirements of
the movement are best matched by cement concrete pavements. Stable transport transport performance, high durability
give them advantages over pavements built using organic binders.
During construction and reconstruction, longitudinal and transverse joints for various purposes are arranged in
cement concrete pavements of roads and airfields to prevent deformation and destruction of coating pavements
(cracking, chipping of corners and edges of slabs, peeling of the concrete surface layer, the appearance of potholes and
sinks, vertical displacement of slabs and their warpage destruction of butt joints and joint fillers). The destruction of
pavements, as a rule, takes place in cases where the stresses and deformations arising in the plates exceed the
permissible values, as well as in case of failure of the sealing of joints and cracks.
Restoring the sealing of expansion joints and cracks are important stages of work to extend the operational life of
pavements. A large role on the efficiency of the sealant in the joints and its service life is provided by the deformability of
the sealing materials. When choosing a type of sealant, the possible maximum negative and positive air temperatures of
the region where the pavements are used are taken into account. Currently, unique sealing materials using polymer compositions have been created. These materials have high technical and operational characteristics and a guaranteed
service life of at least 5 years.
The sealing or filling of transverse and longitudinal joints in cement concrete pavements is an important factor in
ensuring long-term performance of the coating. The experience of using different types of joint sealing materials shows
that their proper installation can provide important protective equipment that improves the performance of joints and
pavements. In recent years, in foreign practice, the technology of pressing elastic whole or porous rubber profiles into the
seam is very often used for sealing joints. In this case, it is possible to carry out work even in wet weather and at low
temperatures. Special machines have been developed for the installation of profiles. The article discusses the sealing of
transverse and longitudinal seams of cement concrete pavements of roads and airfields with sealing materials, including
ready-made seals, the need to use them and study the effect of sealing materials on the design of joints and operational
performance of cement concrete coatings in general. Повышение требований к надежности, работоспособности и прочности дорожных одежд вызвано ростом
грузоподъемности транспортных средств и интенсивности движения на дорогах. Возрастающим
требованиям движения, как показывает отечественный и мировой опыт, в наибольшей степени
соответствуют цементобетонные покрытия. Стабильные транспортно-эксплуатационные показатели,
высокая долговечность дают им преимущества перед покрытиями, построенными с применением
органических вяжущих.
В цементобетонных покрытиях автомобильных дорог и аэродромов в процессе строительства и
реконструкции устраиваются продольные и поперечные швы различного назначения предотвращающие
деформации и разрушения покрытий (образование трещин, сколы углов и краев плит, шелушение
поверхностного слоя бетона, появление выбоин и раковин, вертикальные смещения плит и их коробление,
разрушение стыковых соединений и заполнителей швов). Разрушение покрытий, как правило, имеет место в
случаях, когда напряжения и деформации, возникающие в плитах, превышают допустимые значения, а также
при нарушении герметизации швов и трещин.
Восстановление герметизации деформационных швов и трещин - важные этапы работ по продлению
эксплуатационного ресурса покрытий. Большую роль на эффективность работы герметика в швах и его срок
службы оказывает деформативность герметизирующих материалов. При выборе типа герметика
учитывают возможные максимальные отрицательные и положительные температуры воздуха региона, где
эксплуатируются покрытия. В настоящее время созданы уникальные герметизирующие материалы с
использованием полимерных композиций. Эти материалы имеют высокие технико-эксплуатационные
характеристики и гарантированный срок службы не менее 5 лет.
Уплотнение или заполнение поперечных и продольных швов в цементобетонных покрытиях является
важным фактором для обеспечения долгосрочных эксплуатационных качеств покрытия. Опыт использования
различных вариантов герметизирующих материалов для швов показывает, что их правильная установка
может обеспечить важные средства защиты, которые улучшают характеристики швов и покрытий. В
последние годы в зарубежной практике очень часто используется для герметизации швов технология
запресовывания в шов эластичных цельных или пористых резиновых профилей. В этом случае возможно
проведение работ даже в сырую погоду и при низких температурах. Для установки профилей разработаны
специальные машины. В статье рассматриваются вопросы герметизации поперечных и продольных швов
цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов герметизирующими материалами, в том
числе готовыми уплотнителями, необходимость их использования и исследования влияния герметизирующих
материалов на конструкцию швов и эксплуатационные показатели цементобетонных покрытий в целом.
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/31426