Показати скорочену інформацію

dc.contributor.authorШевцов, К.uk, ru
dc.date.accessioned2019-05-31T09:51:45Z
dc.date.available2019-05-31T09:51:45Z
dc.date.issued2011
dc.identifier.citationШевцов К. Зеркало для Cogito: Проблема памяти в философии Декарта [Текст] / К. Шевцов // Sententiae. – 2011. – № 2. – С. 42-69.ru
dc.identifier.issn2075-6461
dc.identifier.issn2308-8915
dc.identifier.urihttp://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/25259
dc.description.abstractВ настоящей статье мы ставили задачу показать, каким образом размышления о природе памяти связывают различные части философии Декарта, и как, в контексте этих размышлений, определяются такие важнейшие декартов-ские положения, как различение души и тела, субстанциальной природы мышления и единичных актов мысли. Полученные результаты могут быть сведены к следующим тезисам: 1. Телесная память определяет возможность организации материи в автономную форму единичного тела-автомата как соотносящегося с самим собой целого. 2. Этой памяти соответствует ограничение бесконечной делимости материи, что свидетельствует о единичном выборе, сделанном Богом в момент тво-рения в пользу определенных законов движения тел. 3. Интеллектуальная память, или рефлексия, позволяет душе сохранять зна-ние своей единой субстанциальной природы в многообразии отдельных актов и способов своего существования в теле. 4. Акт Cogito, поскольку он задает принцип единства единичного акта мысли и субстанциальной природы мышления, существенным образом воспроизводит структуру памяти.ru
dc.description.abstractУ цій статті ми прагнули показати, яким чином розмірковування про природу пам’яті пов’язують одну з одною різноманітні частини філософії Декарта і яким чином, у контексті цих розмірковувань, визначаються такі украй важливі Декартові тези, як розрізнення душі й тіла, субстанційної природи мислення і одиничних актів думки. Отримані результати можна редукувати до таких тез: 1. Тілесна пам’ять визначає можливість організації матерії у автономну форму одиничного тіла-автомата, що співвідноситься з самим собою як цілим. 2. Цій пам’яті відповідає обмеження нескінченної подільності матерії, яке свідчить про одиничний вибір, зроблений Богом у момент створення на користь визначених законів руху тіл. 3. Інтелектуальна пам’ять, або рефлексія, дає змогу душі зберігати знання своєї єдиної субстанційної природи у багатоманітності окремих актів і способів свого існування у тілі. 4. Акт Cogito, оскільки він задає принцип єдності одиничного акту думки і субстанційної природи мислення, істотним чином відтворює структуру пам’яті.uk
dc.description.abstractIn this paper, we attempted to show how the reflections on the nature of memory link together different parts of Descartes’ philosophy and how the distinction between body and soul, substantial nature of thinking and singular acts of thought are determined in the context of these reflections. The outcomes of the paper can be summarized as following. 1) Body memory determines the possibility for matter to be organized in the form of an autonomous unit of the body-machine as a whole related to itself. 2) This memory corresponds to the limitation of the infinite divisibility of matter, which indicates the unique choice made by God in the moment of creation in the favor of certain laws of motion of bodies. 3) Intellectual memory, or reflection, allows the soul to hold a substantial knowledge of its single substantial nature in the variety of individual cognitive acts and modes of its existence in the body. 4) The act of Cogito, insofar as it sets the principle of unity of a single act of thought and the substantial nature of thinking, essentially reproduces the structure of memory.en
dc.language.isoruru
dc.publisherВНТУuk
dc.relation.ispartofSententiae. № 2 : 42-69.en
dc.relation.urihttps://sententiae.vntu.edu.ua/index.php/sententiae/article/view/117
dc.titleЗеркало для Cogito: Проблема памяти в философии Декартаru
dc.title.alternativeA mirror for Cogito: the problem of memory in Descartes’ philosophyen
dc.typeArticle
dc.relation.referencesДекарт Р. Сочинения в 2-х тт., Т. I. – М.: Мысль, 1989.ru
dc.relation.referencesДекарт Р. Сочинения в 2-х тт., Т. II. – М.: Мысль, 1994.ru
dc.relation.referencesАристотель Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.ru
dc.relation.referencesГайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.ru
dc.relation.referencesКойре А. Ньютон и Декарт // Очерки истории философской мысли. – Москва: Прогресс, 1985.ru
dc.relation.referencesМамардашвили М. К. Картезианские медитации // Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002.ru
dc.relation.referencesЙейтс Ф. Искусство памяти. – С-Пб.: Фонд поддержки науки и образования «Универ-ситетская книга», 1997.ru
dc.relation.referencesПон А. Ingenium // Європейський словник філософій: Лексикон неперекладностей. Т. ІІ. – Київ: Дух і літера, 2011. – С. 117–125 (фр. оригинал Pons A. Ingenium // Vocabulaire européen des philosophies. – Paris: Seuil/Le Robert, 2004. – P. 592–597).uk
dc.relation.referencesХома О. Ingenium і «дедуктивний метод» Декарта // Європейський словник філосо-фій…, 2011. – С. 108–132.uk
dc.relation.referencesCarruthers M. The book of memory: A study of memory in medieval culture. – New York: Cambridge UP, 1990.en
dc.relation.referencesDanziger K. Marking the Mind: a history of memory. – Cambridge: Cambridge UP, 2008.en
dc.relation.referencesDraaisma D. Metaphors of Memory: a history of ideas about the mind. – Cambridge: Cambridge UP, 2000.en
dc.relation.referencesLarmore Ch. Descartes and Skepticism // The Blackwell Guide to Descartes’ Meditations / Edited by Stephen Gaukroger. – Oxford: Blackwell Publishing, 2006.en
dc.relation.referencesSepper D.L. Descartes’s Imagination. Proportion, Images, and Activity of Thinking. – Berk-ley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1996.en
dc.relation.referencesDescartes R. OEuvres. T. I–XI / publiées par Charles Adam et Paul Tannery. – Paris : Vrin, 1996.fr
dc.relation.referencesClarke D.M. Descartes’s Theory of Mind. – Oxford: Clarendon Press, 2003. Sutton J. Philosophy and Memory Traces: Descartes to connectionism. – Cambridge UP, 1998.en
dc.relation.referencesRossi P., Clucas S. Logic and The Art of Memory. – London, New-York: Continuum International Publishing, 2006.en
dc.relation.referencesGaukroger S. The Sources of Descartes’s Procedure of Deductive Demonstration in Meta-physics and Natural Philosophy // Reason, will and sensation: studies in Descartes’s metaphysics / Edited by John Cottingham. – Oxford: Clarendon Press, 2001.en
dc.identifier.doihttps://doi.org/10.22240/sent25.02.042


Файли в цьому документі

Thumbnail

Даний документ включений в наступну(і) колекцію(ї)

Показати скорочену інформацію