Метод діагностування легкового автомобіля по витраті палива
Автор
Горбік, Ю. В.
Кашканов, А. А.
Антонюк, О. П.
Gorbik, Y.
Kashkanov, А.
Antoniuk, O.
Горбик, Ю. В.
Дата
2020Metadata
Показати повну інформаціюCollections
Анотації
Витрата палива є комплексним показником, який характеризує ефективність використання транспортного засобу, енергетичне досконалість конструкції автомобіля, рівень технічного стану машини, різноманітність умов експлуатації.
Зміна технічного стану вузлів і систем автомобіля призводить до підвищених втрат енергії, що в підсумку збільшує витрату палива і знижує потужність автомобіля. Якщо проводити контроль втрат енергії в кожному агрегаті автомобіля, то за витратою палива можна діагностувати не тільки загальний стан автомобіля, а й локалізувати несправність по агрегатах. Загальна оцінка технічного стану автомобіля може виконуватися за експериментально-розрахунковими даними витрати палива. Індивідуальна оцінка технічного стану агрегатів також може оцінюватися за окремими ККД і за індикаторною витратю палива.
Метою роботи є подальше вдосконалення методики та розробка алгоритму діагностування технічного стану автомобіля зі зміни індикаторної витрати палива автомобіля.
Для вирішення цієї мети були запропоновані математичні залежності та алгоритм розрахунку витрати палива та коефіцієнтів корисної дії автомобіля по агрегатах (двигуна – індикаторний і механічний, трансмісії і підвіски автомобіля). Також після виконання математичного моделювання витрати палива через ККД були проведені експеременальні дослідження показників витрати палива автомобіля ВАЗ-21101.
Проведений експеримент і отримані результати після порівняння значень витрати палива, розраховані за формулою М.Я. Говорущенко, через загальний ККД автомобіля та дані, отримані експериментальним шляхом, свідчать, що метод дійсно працює і похибка становить близько 5 %. Це дозволяє зробити висновок, що загальна оцінка технічного стану автомобіля може виконуватися за експериментально-розрахунковими даними витрати палива. Індивідуальна оцінка технічного стану агрегатів також може оцінюватися за окремими ККД та індикаторній витраті палива. Fuel consumption is a complex indicator that characterizes the efficiency of the vehicle, energy perfection of the car, the level of technical condition of the car, a variety of operating conditions. Changing the technical condition of components and systems of the car leads to increased energy losses, which ultimately increases fuel consumption and reduces the power of the car. If to carry out control of energy losses in each unit of the car on fuel consumption it is possible to diagnose not only the general condition of the car, but also to localize malfunction on units. The general assessment of the technical condition of the car can be performed on the basis of experimental and calculated fuel consumption data. Individual assessment of the technical condition of the units can also be assessed by private efficiency and indicator fuel consumption. The purpose of the work is to further improve the methodology and develop an algorithm for diagnosing the technical condition of the car to change the indicator fuel consumption of the car.
To solve this goal, mathematical dependences and an algorithm for calculating fuel consumption and efficiency of the car on the units (indicator and mechanical engine, transmission and suspension of the car) were proposed. Also, after performing mathematical modeling of fuel consumption through efficiency, experimental studies of fuel consumption of the car VAZ-21101 were conducted. After conducting the experiment and obtaining the results, comparisons were made of the values of fuel consumption calculated by the formula M.Ya. Govorushchenko, due to the overall efficiency of the car, and the data obtained experimentally showed that the method really works and the error is about 5%. This allows us to conclude that the overall assessment of the technical condition of the car can be performed on the basis of experimental and calculated data on fuel consumption. Individual assessment of the technical condition of units can also be assessed by private efficiency and indicator fuel consumption. Расход топлива является комплексным показателем, характеризующим эффективность использования транспортного средства, энергетическое совершенство конструкции автомобиля, уровень технического состояния машины, разнообразие условий эксплуатации. Изменение технического состояния узлов и систем автомобиля приводит к повышенным потерям энергии, что в итоге увеличивает расход топлива и снижает мощность автомобиля. Если проводить контроль потерь энергии в каждом агрегате автомобиля, то по расходу топлива можно диагностировать не только общее состояние автомобиля, но и локализовать неисправность по агрегатам. Оценка технического состояния автомобиля может выполняться по экспериментально-расчетным данным расхода топлива. Индивидуальная оценка технического состояния агрегатов также может оцениваться по частным КПД и индикаторного расходе топлива. Целью работы является дальнейшее совершенствование методики и разработка алгоритма диагностики технического состояния автомобиля по изменению индикаторной расхода топлива автомобиля.
Для решения этой цели были предложены математические зависимости и алгоритм расчета расхода топлива и коэффициентов полезного действия автомобиля по агрегатам (индикаторный и механический – двигателя, трансмиссии и подвески автомобиля). Также после выполнения математического моделирования расхода топлива через КПД были проведены експеременальни исследования показателей расхода топлива автомобиля ВАЗ-21101. После проведения эксперимента и получения результатов были сделаны сравнения значений расхода топлива, рассчитаные по формуле М. Я. Говорущенко, через общий КПД автомобиля, и данные, полученные экспериментальным путем, которые показали, что метод действительно работает и погрешность составляет около 5 %. Это позволяет сделать вывод, что общая оценка технического состояния автомобиля может выполняться по экспериментально-расчетным данным расхода топлива. Индивидуальная оценка технического состояния агрегатов также может оцениваться по частным КПД и индикаторному расходу топлива.
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/31682