Технологічні засади забезпечення довговічності кузовів автобусів у процесі виробництва
Автор
Рубан, Д. П.
Крайник, Л. В.
Крайник, Ю. Л.
Дзьоба, В. В.
Ruban, D.
Kraynyk, L.
Kraynyk, Y.
Dzoba, V.
Крайнык, Л. В.
Крайнык, Ю. Л.
Дата
2020Metadata
Показати повну інформаціюCollections
Анотації
В статті описано технологічні засади забезпечення довговічності кузовів автобусів. Наведено особливості технологій по підвищенню корозійної стійкості кузовів автобусів громадського транспорту. Розглянуто основні тенденції на сучасних підприємствах по вдосконаленню антикорозійного захисту та виготовлення кузовів автобусів. Представлено нові матеріали для виготовлення кузовів автобусів. Застосування нових технологій у виробництві кузовів автобусів малого класу було започатковане в Україні наприкінці дев’яностих років минулого століття. Це була конструкторська розробка ВАТ «Укравтобуспром», яка використовувалася на ВАТ «Черкаський автобус» з початку виробництва автобусів марки «Богдан». Кузов автобуса «Богдан» А091, в процесі вдосконалення, отримав несучу конструкцію, яка мала низку суттєвих переваг. Застосування приклеєних передньої та задньої склопластикових панелей на цих автобусах суттєво підвищило корозійну стійкість кузова автобуса. Для захисту від корозії бічних панелей почали використовувати стальні листи з двостороннім цинкуванням, які приварювались до непокритого ґрунтом каркасу кузова. При подальшому вдосконаленні технології антикорозійного захисту каркас кузова повністю покривався антикорозійним, високоадгезійним ґрунтом. У місцях приварювання панелей облицювання труби каркасу покриваються температуростійким струмопровідним ґрунтом. На сьогодні на АТ «Черкаський автобус» при виготовленні автобусів «Атаман» А092Н6/16 стальні оцинковані бічні панелі приклеюються, що суттєво зменшує кількість осередків корозії. На АТ «Укравтобуспром» технологія облицювання кузова передбачає ще менше використання стальних елементів. На автобусах ТУР А407 та ТУР А303 облицювання виконується композитними матеріалами (так званий екобонд-лист), що приклеюється до каркасу за технологією Sika.
Досить часто, як показує реальна практика, експлуатуючі організації не проводять заходи по усуненню наслідків корозії аж до проявів структурної корозії, що унеможливлює подальшу експлуатацію автобуса. Тому постійне вдосконалення технологій антикорозійного захисту кузовів автобусів сприяє підвищенню довговічності в реаліях експлуатації в нашій державі. The article describes the technological principles of ensuring the durability of bus bodies. Features of technologies on increase
of corrosion resistance of bodies of buses of public transport are resulted. The basic tendencies at the modern enterprises on
improvement of anticorrosive protection and manufacturing of bodies of buses are considered. New materials for the manufacture
of bus bodies are presented. The application of new technologies in the production of small-class bus bodies was introduced in
Ukraine in the late 1990s. This was a design development of OJSC «Ukravtobusprom», which was used at OJSC «Cherkasy
Bus» since the beginning of production of «Bogdan» buses. The body of the bus «Bogdan» A091, in the process of improvement,
received a non-seeded structure, which had a number of significant advantages. The use of glued front and rear fiberglass panels
on these buses has significantly increased the corrosion resistance of the bus body. To protect against corrosion of the side panels began to use steel sheets with double-sided galvanizing, which were welded to the uncovered frame of the body. With
further improvement of the technology of corrosion protection, the body frame was completely covered with anti-corrosion, highly
adhesive soil. In the places of welding of the cladding panels, the frame pipes are covered with heat -resistant conductive soil.
Today, galvanized side panels are glued to JSC «Cherkasy Bus» in the production of «Ataman» A092H6/16 buses, which has
significantly reduced the number of corrosion cells. At JSC «Ukravtobusprom» the technology of facing of a body provides even
less use of steel elements. On TUR A407 and TUR A303 buses, the cladding is made of composite materials (so-called ecobond
sheet), which is glued to the frame using Sika technology.
Constant improvement of technologies of anticorrosive protection of bodies of buses promotes increase of durability in realit ies
of operation in our state. Because quite often, as real practice shows, operating organizations do not take measures to eliminate
the effects of corrosion until the manifestations of structural corrosion, which make it impossible to further operate the bus. В статье описаны технологические основы обеспечения долговечности кузовов автобусов. Приведены
особенности технологий по повышению коррозионной стойкости кузовов автобусов общественного транспорта.
Рассмотрены основные тенденции на современных предприятиях по совершенствованию антикоррозийной защиты
и изготовления кузовов автобусов. Представлены новые материалы для изготовления кузовов автобусов.
Применение новых технологий в производстве кузовов автобусов малого класса еще был основан в Украине в конце
девяностых годов прошлого века. Это была конструкторская разработка ОАО «Укравтобуспром», которая
использовалась на ОАО «Черкасский автобус» с начала производства автобусов марки «Богдан». Кузов автобуса
«Богдан» А091, в процессе совершенствования, получил несущую конструкцию, которая имела ряд существенных
преимуществ. Применение приклеиваемых передней и задней стеклопластиковых панелей на этих автобусах
существенно повысило коррозионную стойкость кузова автобуса. Для защиты от коррозии боковых панелей начали
использовать стальные листы с двусторонним оцинкованием, которые приваривались к непокрытому грунтом
каркасу кузова. При дальнейшем совершенствовании технологии антикоррозионной защиты каркас кузова
полностью покрывался антикоррозионным, высокоадгезионным грунтом. В местах приварки панелей облицовки
трубы каркаса покрываются температуростойким токопроводящим грунтом. На сегодня в АО «Черкасский
автобус» при изготовлении автобусов «Атаман» А092Н6/16 стальные оцинкованные боковые панели
приклеиваются, что существенно уменьшило количество очагов коррозии. На АО «Укравтобуспром» технология
облицовки кузова предусматривает еще меньше использования стальных элементов. На автобусах ТУР А407 и ТУР
А303 облицовка выполняется композитными материалами (так называемый Экобонд-лист), который приклеивается
к каркасу по технологии Sika.
Довольно часто, как показывает реальная практика, эксплуатирующие организации не проводят мероприятия по
устранению последствий коррозии до проявлений структурной коррозии, исключающие дальнейшую эксплуатацию
автобуса. Поэтому постоянное совершенствование технологий антикоррозионной защиты кузовов автобусов
способствует повышению долговечности в реалиях эксплуатации в нашей стране.
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/31703