Проблеми при викладанні безпеки життєдіяльності в процесі підготовки фахівців радіотехнічного профілю
Анотації
В роботі проведено дослідження з визначення оптимального семестру для викладання дисцип-
ліни «Безпека життєдіяльності» під час підготовки майбутніх фахівців радіотехнічного профілю.
Встановлено, що в різні навчальні роки дисципліна «Безпека життєдіяльності» під час підготовки
майбутніх фахівців радіотехнічного профілю у Вінницькому національному технічному універси-
теті викладалася в різних семестрах. Розглядались такі семестри викладання дисципліни «Безпека
життєдіяльності»: у 7-му семестрі (осінньо-зимовому семестрі 4-го курсу), у 8-му семестрі (весня-
но-літньому семестрі 4-го курсу), у 3-му семестрі (осінньо-зимовому семестрі 2-го курсу). Дослі-
дження проводились окремо в двох академічних групах з різним рівнем успішності, де студенти
отримали оцінки за 100–бальною шкалою з дисципліни «Безпека життєдіяльності». Визначення
оптимального семестру для викладання дисципліни «Безпека життєдіяльності» під час підготовки фахівців радіотехнічного профілю проведено за критерієм середньої успішності в академічних
групах із різними рівнями успішності з вказаної дисципліни. Порівняння однорідності різних ви-
бірок та належності їх до однієї генеральної сукупності (майбутні фахівці радіотехнічного профі-
лю) проводилось за критерієм Стьюдента. Розрахункові значення критерію Стьюдента порівнюва-
лись з критичним значенням для 95%-го рівня достовірності. Наведено графічну інтерпретацію
отриманих результатів. На підставі зіставлення даних, визначено, що за критерієм середньої успі-
шності в академічних групах із різними рівнями успішності оптимальним семестром для вивчення
курсу «Безпека життєдіяльності» є 7-ий семестр (осінньо-зимовий семестр 4-го курсу) під час під-
готовки майбутніх фахівців радіотехнічного профілю. Встановлення оптимального семестру ви-
кладання дисципліни «Безпека життєдіяльності» не суперечить визначеній раніше оптимальній
послідовності вивчення курсів «Безпека життєдіяльності» та «Основи охорони праці»: викладання
спочатку безпеки життєдіяльності, а потім основ охорони праці в різних семестрах, оскільки до-
зволяє вивчати дисципліну «Основи охорони праці» у 8-му семестрі (весняно-літньому семестрі 4-
го курсу). The study is conducted to determine the optimal semester for teaching the subject «Life Safety» during
the training of future specialists in radio engineering. It is established that in different academic years
the discipline «Safety of Life» during the training of future specialists of radio engineering profile at
Vinnytsa National Technical University was taught in different semesters. The following semesters of
teaching the subject «Safety of Life» were considered: in the 7th semester (autumn-winter semester of the
4th year), in the 8th semester (spring-summer semester of the 4th year), in the 3rd semester (autumnwinter
semester of the 2nd year). The studies were conducted individually in two academic groups with
varying degrees of success, where students received scores on a 100-point scale in the course «Life
Safety». Determining the optimal semester of teaching the subject «Safety of Life» during the training of
specialists in radio engineering profile was carried out on the basis of the criterion of average success in
academic groups with different levels of success in the specified discipline. Comparison of the homogeneity
of different samples and their belonging to one general population (future specialists of radio engineering
profile) was performed according to Student's criterion. The calculated values of the Student’s
test were compared with the critical value for the 95% confidence level. A graphical interpretation of the
results is given. Based on the comparison and comparison of data, it is determined that by the criterion of
average success in academic groups with different levels of success, the optimal semester of studying the
course «Life Safety» is 7 semester (fall-winter semester of the 4th year) in the preparation of future specialists
in radio engineering. Establishing the optimal semester of teaching the subject «Life Safety» does
not contradict the previously defined optimal sequence of studying the courses «Life Safety» and «Fundamentals
of Occupational Safety»: first teaching the safety of life, and then the basics of occupational
safety in different semesters, as it allows to study the discipline «Fundamentals of Occupational Safety»
in the 8th semester (spring-summer semester of the 4th year). В работе проведены исследования по определению оптимального семестра для преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке будущих специалистов радиотех-нического профиля. Установлено, что в разные учебные года дисциплина «Безопасность жизнеде-ятельности» при подготовке будущих специалистов радиотехнического профиля в Винницком национальном техническом университете преподавалась в разных семестрах. Рассматривались такие семестры преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: в 7-ом семестре (осенне-зимнем семестре 4-го курса), в 8-ом семестре (весенне-летнем семестре 4-го курса), в 3-ем семестре (осенне-зимнем семестре 2-го курса). Исследования проводились в отдель-ности в двух академических группах с разным уровнем успеваемости, где студенты получили оце-нки по 100–балльной шкале по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Определение оп-тимального семестра преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подгото-вке специалистов радиотехнического профиля проведено по критерию средней успеваемости в академических группах с разными уровнями успеваемости по указанной дисциплине. Сравнение однородности разных выборок и принадлежности их к одной генеральной совокупности (будущие специалисты радиотехнического профиля) проводилось по критерию Стьюдента. Расчётные зна-чения критерия Стьюдента сравнивались с критическим значением для 95%-го уровня достовер-ности. Приведена графическая интерпретация полученных результатов. На основании сопоставле-ния данных, определено, что по критерию средней успеваемости в академических группах с раз-ными уровнями успеваемости оптимальным семестром для изучения курса «Безопасность жизне-деятельности» является 7-ой семестр (осенне-зимний семестр 4-го курса) при подготовке будущих специалистов радиотехнического профиля. Установление оптимального семестра преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» не противоречит определённой ранее оптималь-ной последовательности изучения курсов «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы охраны труда»: преподавание сначала безопасности жизнедеятельности, а потом основ охраны труда в разных семестрах, поскольку позволяет изучать дисциплину «Основы охраны труда» в 8-ом семе-стре (весенне-летнем семестре 4-го курса).
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/30457