Теоретичні засади навчання безпеки життєдіяльності в закладах освіти України
Автор
Покалюк, В. М.
Pokaliuk, V.
Покалюк, В. Н.
Дата
2019Metadata
Показати повну інформаціюCollections
Анотації
В статті розкрито зміст поняття безпека життєдіяльності людини, культура безпеки життєдія-
льності населення, небезпека, зміст мети освіти в галузі безпеки життєдіяльності, охарактеризова-
но природні, техногенні, соціально-політичні та комбіновані небезпеки. Наведено дані щодо фун-
кціонування на території України потенційно небезпечних об’єктів та об’єктів підвищеної небез-
пеки. Розкрито мету та зміст освіти з безпеки життєдіяльності, описано об’єктивні та суб’єктивні
чинники, що його визначають. Наведено основні тенденції в освіті з безпеки життєдіяльності. За-
пропоновано теоретичні засади навчання з безпеки життєдіяльності, що забезпечують його безпе-
рервність і взаємозв’язок між різними рівнями системи освіти (повна загальна середня освіта,
професійна (професійно-технічна) освіта, вища освіта). В учнів загальноосвітніх навчальних за-
кладів мають бути сформовані основи культури особистої та колективної безпеки, вміння надавати
домедичну допомогу, знання способів рятування та транспортування потерпілих тощо; учні мають
бути здатними оцінювати власні фізичні, фізіологічні та психологічні можливості. На рівні профе-
сійної (професійно-технічної) освіти мають розширюватись знання з таксономії, ідентифікації та
квантифікації досліджуваних небезпек, характерних для професійної діяльності, методів і способів
індивідуального та колективного захисту від них, основ управління безпекою життєдіяльності,
питання адміністративно-громадського контролю. Випускник закладу вищої освіти має набути
знання та вміння із забезпечення захисту окремих осіб і груп людей від небезпечних чинників
шляхом орієнтації їх дій та дій персоналу; а також має бути сформована загальна культура особис-
тої та колективної безпеки. The article describes the content of the concept of human life safety, culture of life safety, danger,
content of the purpose of education in the field of life safety, describes the natural, man-made, sociopolitical
and combined dangers. The data on the functioning of potentially dangerous and high risk
objects in Ukraine are presented. The purpose and content of life safety education are outlined and the
objective and subjective factors that determine it are described. The main trends in life safety education
are outlined. Theoretical foundations of life safety training are offered to ensure its continuity and
interconnection between different levels of the education system (complete general secondary education,
vocational (vocational) education, higher education). Pupils in general educational institutions should have the basics of a culture of personal and collective security, the ability to provide domedic assistance,
knowledge of how to rescue and transport victims, etc .; students should be able to assess their own
physical, physiological and psychological abilities. At the level of vocational (vocational-technical)
education, knowledge on taxonomy, identification and quantification of the studied dangers, characteristic
for professional activity, methods and methods of individual and collective protection against them,
basics of life safety management, issues of administrative and public control should be expanded. A
graduate of a higher education institution must acquire knowledge and skills to protect individuals and
groups from dangerous factors by targeting their actions and those of staff; and a general culture of
personal and collective security must be formed. В статье раскрыто содержание понятий «безопасность жизнедеятельности человека», «культура
безопасности жизнедеятельности населения», «опасность», «содержание цели образования в обла-
сти безопасности жизнедеятельности». Охарактеризовано природные, техногенные, социально-
политические и комбинированные опасности. Приведены данные по функционированию на тер-
ритории Украины потенциально опасных объектов и объектов повышенной опасности. Раскрыты
цели и содержание образования по безопасности жизнедеятельности, описано объективные и суб-
ъективные факторы, которые его определяют. Приведены основные тенденции в образовании по
безопасности жизнедеятельности. Предложены теоретические основы обучения безопасности жи-
знедеятельности, обеспечивающие его непрерывность и взаимосвязь между различными уровнями
системы образования (полное общее среднее образование, профессиональное (профессионально-
техническое) образование, высшее образование). У учащихся общеобразовательных учебных за-
ведений должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности,
умения оказывать домедицинскую помощь, знания способов спасения и транспортировки постра-
давших; ученики должны быть способными оценивать собственные физические, физиологические
и психологические возможности. На уровне профессионального (профессионально-технического)
образования должны расширяться знания по таксономии, идентификации и квантификации иссле-
дуемых опасностей, характерных для профессиональной деятельности, методов и способов инди-
видуальной и коллективной защиты от них, основ управления безопасностью жизнедеятельности,
вопросы административно-общественного контроля. Выпускник учреждения высшего образова-
ния должен обладать знаниями и умениями по обеспечению защиты отдельных лиц и групп людей
от опасных факторов путем ориентации их действий и действий персонала функциональной под-
системы Единой государственной системы гражданской защиты, добровольных формирований
гражданской защиты; должна быть сформирована общая культура личной и коллективной безопа-
сности.
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/30460