Использование метода проектов и деловых игр в преподавании дисциплин в сфере оценки соответствия
Анотації
Современные условия рынка труда и реформирование системы образования создают необходимость обучения студентов приёмам эффективной самостоятельной работы, а также активизации их познавательной деятельности с учётом характера каждой дисциплины. На основании анализа существующих форм, методов и средств обучения, а также опыта педагогов были выбраны метод проектов и деловые игры для преподавания студентам старших курсов инженерно-технических специальностей дисциплин в сфере оценки соответствия. Для решения этих задач был разработан сценарий деловой игры, предполагающий участие от 15 до 25 студентов и имитирующей процесс сертификации продукции. По условиям игры студенты были разделены на 5 игровых групп: «предприятие», «орган сертификации», «лаборатория», «группа аудиторов» и «комиссия по апелляциям». Также была разработана схема взаимодействия игровых групп и задач для каждой из них. В результате игры каждая группа студентов должна подготовить и оформить соответствующий пакет документов (проект). Для оценивания результатов работы каждого студента предложен дифференциальный метод определения итоговой оценки с учётом анализа ведущего преподавателя, анализа готовых проектов другими преподавателями, рефлексии студентов. Апробирование деловой игры было проведено с двумя учебными группами специальностей 152 и 133. Для оценки качественных результатов деловой игры было использовано анонимное анкетирование, в котором студентам было предложено оценить показатели качества обучения (практические умения, теоретические знания, социальная активность, связь с профессией, интерес к дисциплине, мотивация к обучению) по сравнению с аналогичными показателями аудиторных практических занятий. Результаты апробации свидетельствуют о положительном опыте применения деловой игры и метода проектов в обучении студентов старших курсов инженерно-технических специальностей, а также о повышении качества их обучения. Сучасні умови ринку праці та реформування системи освіти створюють необхідність навчання студентів прийомам ефективної самостійної роботи, а також активізації їх пізнавальної діяльності з урахуванням характеру кожної дисципліни. На підставі аналізу існуючих форм, методів і засобів навчання, а також досвіду педагогів були обрані метод проектів та ділові ігри для викладання студентам старших курсів інженерно-технічних спеціальностей. дисциплін у сфері оцінювання відповідності Для вирішення цих завдань був розроблений сценарій ділової гри, що передбачає участь від 15 до 25 студентів та імітує процес сертифікації продукції. За умовами гри студенти були розділені на 5 ігрових груп: «підприємство», «орган сертифікації», «лабораторія», «група аудиторів» і «комісія з апеляцій». Також була розроблена схема взаємодії ігрових груп і завдання для кожної з них. У результаті гри кожна група студентів повинна підготувати й оформити відповідний пакет документів (проект). Для оцінювання результатів роботи кожного студента запропоновано диференційний метод визначення підсумкової оцінки з урахуванням аналізу провідного викладача, аналізу готових проектів іншими викладачами, рефлексії студентів. Апробування ділової гри було проведено з двома навчальними групами спеціальностей 152 і 133. Для оцінювання якісних результатів ділової гри було використано анонімне анкетування, в якому студентам було запропоновано оцінити показники якості навчання (практичні вміння, теоретичні знання, соціальна активність, зв'язок з професією, інтерес до дисципліни, мотивація до навчання) порівняно з аналогічними показниками студентів на аудиторних практичних заняттях. Результати апробації свідчать про позитивний досвід застосування ділової гри і методу проектів у навчанні студентів старших курсів інженерно-технічних спеціальностей, а також про підвищення якості їх навчання. Modern conditions of the labor market and the reform of the education system create the necessity for students to learn effective self-employment, as well as to activate their cognitive activities, taking into account the nature of each disci-pline. Based on the analysis of existing forms, methods and means of teaching, as well as the experience of teachers, a project method and business games were chosen for teaching disciplines in the field of conformity assessment for students of senior courses in engineering and technical specialties. To solve these problems, a business game scenario was devel-oped, involving participation of 15 to 25 students and imitating the process of certification of products. Under the conditions of the game, students were divided into 5 game groups: «enterprise», «certification body», «laboratory», «group of auditors» and «commission for appeals». Also, a scheme for interaction between game groups and tasks for each of them was devel-oped. As a result of the game, each group of students must prepare and arrange the appropriate package of documents (draft). To evaluate the results of each student's work, a differential method for calculating the final grade is proposed, taking into account the analysis of the leading teacher, the analysis of finished projects by other teachers, the reflection of stu-dents. The testing of the business game was conducted with two training groups of specialties 152 and 133. Anonymous questioning was used to assess the qualitative results of the business game, in which students were asked to assess the quality of teaching (practical skills, theoretical knowledge, social activity, connection with the profession, interest in disci-pline, motivation for learning) in comparison with classroom practical exercises. The results of the approbation testify to the positive experience of the use of the business game and the method of projects in the training of senior students of engi-neering and technical specialties, as well as on improving the quality of their education.
URI:
http://ir.lib.vntu.edu.ua//handle/123456789/25096